Консультация для
родителей
Как подготовить ребенка к школе.

Подготовка
к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с
детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко
до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях,
но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со
взрослыми и сверстниками.
В
детских садах дети получают навыки счета, развивается мышление, память, внимание,
усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети
получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Готовность
к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную.
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не
развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в
обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая
готовность ребенка к школе.
Этот
аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То
есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную
программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики
(пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как
нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен
знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм:
правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая
готовность ребенка к школе.
Психологический
аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,
личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
-к
первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них
пойдет ниже);
-
он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и
обратно, до магазина и так далее;
-
ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
-
должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
-
ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и
взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим
ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок
должен понимать и признавать авторитет взрослых;
-
толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
конструктивные замечания взрослых и сверстников;
-
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок
должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя
неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу,
признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
-
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
-
наличие интереса к учению и получению новых знаний;
-
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
-
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
• Познавательная
готовность ребенка к школе.
Данный
аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным
комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1)
Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не
отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между
предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу,
например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать
движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность,
где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед
игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен
хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)
Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет
от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам,
четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на
листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3)
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков,
скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5
предложений.
4)
Мышление.
• Заканчивать предложение, например,
«Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов,
например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака,
заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий,
чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках,
стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым,
простой предмет: лодочку, кораблик.
5)
Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку,
карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их,
не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии,
нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6)
Речь.
• Составлять предложения из нескольких
слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке
и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с
правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7)
Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких
животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
•Называть
времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели,
свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой
город, адрес, какие бывают профессии.
Тренируем
руку ребенка.
Очень
важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это
необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом.
Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки
ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как
правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы
не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а
по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и
попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать
аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для
развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить
различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком
пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с
увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого,
тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания
шнурков, нанизывания бусинок.
Важная
задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть
это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны
определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того,
как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать,
но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться:
надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате,
ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет
дело незавершённым.
Большое
значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит
внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к
результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
С
того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый
этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так
продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен
чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в
трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и
тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого
человека, которым вы сможете гордиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий