КАК
ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Тихий и стеснительный малыш чаще всего вызывает у взрослых
умиление. Но, чем старше он становится, тем сложнее ему приходится в жизни.
Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни:
«В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и
пугливости, робости и нерешительности, чувства вины и переживание
случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще
отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и
тики". (Захаров А.Л.)
Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное
состояние, неспособность принимать решения и справляться с трудностями,
ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребенка
как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги часто не
замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и
немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики,
моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному
ребенку не под силу,
Кроме того, по мнению педагогов и психологов (С.К.Нартова-Бочавер,
М.Ю.Стожарова и др.) в настоящее время значительная часть родителей попала под
влияние педагогических теории, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания,
Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать,
знакомить с основами наук и т.п., при этом полностью отказываются от
интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов
общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.
Но мнению специалистов (психиатры, психологи), интеллектуальные
перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещение его
самооценки в область образовательных достижений,
Результаты исследований показали, то, что жизнь такого ребенка
протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями, педагогами, а
это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведет к
ухудшению за счет вторичных адаптационных реакций протеста, отказа,
оппозиции и др.
В итоге может привести к «нажитой» психопатии, проявлению
педагогической запущенности.
В ряде исследований со смежными проблемами (О.С.Богданова,
Ю.В. Гербеев и др.) указано, что одной из причин появления трудных подростков
является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые
считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с самим
собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживают неуспех в
деятельности и социальном окружении, испытывают сложности в процессе общения со
сверстниками и со взрослыми.
Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка
застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому
поводу, предъявляют к нему завышенные требования и, что самое скверное, редко
хвалят, В результате комплексы к ребенку, как репейник, цепляются одни за
другим. Он живет с ними и не знает что делать, как избавиться от
преследующих его мыслей: «Я хуже других, я не смогу сделать, у меня ничего не
получится…» Прислушайтесь к собственному чаду, помогите ему справиться с
проблемой. Прежде всего, постарайтесь изменить собственное поведение.
Перестаньте критиковать его по любому поводу, ни с кем не сравнивайте.
Напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.
Попробуйте смотреть на ребенка не глазами цензора, и со временем вы
увидите, как он преобразился. Куда-то пропадет сутулость, исчезнет страх перед
незнакомыми людьми, появится уверенность. Однако и это еще не все. Обратите
внимание на то, как и что вы говорите сыну или дочери об окружающих вас людях.
Может быть, в ваших высказываниях то и дело проскальзывает излишняя
категоричность и критичность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и
акцентируют внимание на чужих недостатках, ребенок в свою очередь, делает
вывод, что и окружающие также говорят о нем и разглядывают его будто под
микроскопом, подмечая каждое слово, движение, оценивая любой поступок. Поэтому
постарайтесь в присутствие ребенка вообще не обсуждать других людей.
У застенчивых людей, как правило, занижена самооценка, они не
уверенны в себе. Не акцентируйте на этом внимание. Лучше почаще говорите
о положительных качествах ребенка, день за днем укрепляя в нем уверенность.
Всегда говорите, что он справится с поставленной задачей. Если у ребенка что-то
не получается, не осуждайте его. Напротив, поддержите и научите относиться к
ошибкам и неудачам как к положительному опыту. Психологи также советуют
вызывать ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с
какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не
только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный
путь к решению проблем. Иногда полезно проиграть ту или иную ситуацию.
Причем варианты должны быть различными.
КАК НУЖНО вести себя родителям с застенчивым ребенком:
-
Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.
-
Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
-
Не превращать ребенка в Золушку.
-
Гасить тревогу по любому поводу.
-
Повысить уровень его самооценки.
-
Учить, чтобы он уважал себя.
-
Хвалить его и делать ему комплименты.
-
Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой
сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех
недостатков.
-
Тренировать навыки общения ребенка.
-
Любыми способами поощрять все игры со сверстниками.
-
Не критиковать вслух ум вашего ребенка.
-
Ребенок должен ощущать, что он неповторим.
-
Быть нежным с ним.
-
Сделать так, чтобы мостик доверия накрепко соединил бы вас и вашего ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий