"Зеленый мир на окне"
Земное
царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к
себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в
наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения
статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать
своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в
доме.
Приучая
дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок
на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных
и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто
зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить
тёмную зелень фикуса со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или
хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и
несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.
Декоративность растений образуется
богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их
формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую
красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её
приближает к нему его развитое дифференцированное
восприятие.
Прямо противоположно состояние ребёнка -он, как правило, не замечает изящества
и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора,
протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище
представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких,
рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых
тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.
На
базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение - важный аспект
нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Одним из видов практической
деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за
растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые,
окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует
помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые
лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном
возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как
ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность,
целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет
гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю
школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в
вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит
наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и
серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и
радоваться им.
Комментариев нет:
Отправить комментарий